Что еще изменилось в Узбекистане… Калым – плата за невесту, или расчет за «материнское молоко» – более не символичный акт, а обязательство. Узнай, сколько «стоит» твоя невеста…
Один миллион сумов, или 200 долларов США – ниже этой суммы, по словам жителя южной Кашкадарьинской области Узбекистана, учителя математики Камила Суюнова, он опуститься не мог.
«Родители жениха предложили калым в 800 тысяч сумов (140 долларов США), но у нас в кишлаке обычно за невесту выплачивают миллион сумов и выше. Мы, в конце концов, договорились, и я очень рад. Думаю, что моя дочка попала в хорошую семью», – рассказывает Суюнов.
Помимо денег за дочку Хафизу, выпускницу колледжа, семья Суюновых получила двух баранов, одного козла, 100 кг риса, мешок морковки, 30 литров масла для плова.
В соседней Сурхандарьинской области, самой южной части Узбекистана, расценки на калым оказались гораздо выше: здесь, чтобы забрать невесту, необходимо преподнести 15-20 баранов, два-три мешка риса и калым в 10-12 млн сумов (1500-2000 долларов). Здесь «калым» называют по-узбекски «сут пули» – «молочные деньги», или плата за материнское молоко.
Дорогие ташкентские невесты
Но пальму первенства по калымным свадьбам держит столица – Ташкент. Если в регионах калым оплачивается в сумах, то в Ташкенте только в долларах.
Житель столицы Закир Джалилов готовится к свадьбе сына, через месяц начнется процедура помолвки, а затем и свадьба. Свою дочь в прошлом году он выдал замуж, получив 2 тысячи долларов калымных денег, но собрать столько же для уплаты невесты сына ему сложно.
«Мне нужно выплатить калым в размере 2000-2200 долларов, плюс деньги на свадебные торжества…», – озадаченно считает он.
Стандартная стоимость калыма в Ташкенте 2000-2500 долларов США, но все зависит от положения семьи и ее состояния. Порой размер калыма может доходить до 5 и даже 10 тысяч долларов.
Искореняли – не искоренили
Калым – выкуп за невесту – одна из самых устойчивых традиций в узбекском обществе. С этим явлением боролись в годы СССР. Коммунисты рассматривали его как пережиток феодально-патриархальных отношений. Но калым не исчез, а ушел в подполье.
В ту пору он скрытно существовал, и родители жениха и невесты скрывали размер калыма, хотя все о нем знали. Но в то время калым чаще всего выражался не в деньгах, а заключался в скоте, тканях, продуктах питания и дорогих подарках – как ковры, мебель.
С распадом СССР калым вернулся, и теперь это деньги, причем немалые. Без выплаты калыма свадьба может не состояться. Это обязательное условие заключения брака, и о нем открыто говорят и спорят.
Расчет и ни слова о любви?
Марфуа Тохтахаджаева, журналист и писатель, на протяжении 10 лет была председателем Женского ресурсного центра. Ее книги «Утомленные прошлым», «Между лозунгами коммунизма и законами Ислама» посвящены проблемам узбекских женщин в постсоветскую эпоху.
Она рассказывает, что в начале 20 века размер калыма зависел от возраста невесты и умения вышивать, а также других трудовых навыков. Самый высокий калым платили за девушку-ковровщицу. Если девушка, даже красавица, не имела трудовых навыков, то калым платили невысокий. В богатых семьях калым назначался высокий в первую очередь за красоту и белизну кожи, немного ниже за трудовые навыки.
«Современная же узбекская свадьба все больше похожа на коммерческую сделку – кто кого обдурит, – с неким возмущением говорит Тохтахаджаева. – Во взаимоотношениях людей, к сожалению, на первом плане царит расчет».
Ислам наставляет
Возрождению калыма способствует и утверждение исламских норм поведения в узбекском обществе. По Корану, калым или другая его разновидность – махр – обязательное условие при заключении брака, поэтому большинство служителей культа в Узбекистане рассматривают брак, заключенный без представления махра, недействительным.
Четвертая сура Корана «Женщины» говорит:
«Отдавайте женщинам их калым (махр). Вы не имеете права на их калым. И если они по своей доброй воле уступят вам часть его, тогда вы можете использовать его как чистые добрые деньги, направленные на благо семьи». Другой постулат: «…Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах – и двух, и трех, и четырех. … И давайте женам их вено в дар». Вено в данном случае означает брачный подарок жениха, его выкуп.
Зачастую большие сумы калыма становятся причиной раздора между родителями жениха и невесты. И молодые не могут заключить брак.