Шавкат Мирзиеев во время Андижанской бойни 13 мая 2005 года был премьер-министром Узбекистана, а во время расстрела протеста в Каракалпакстане 2022 года — уже президентом, указывает правозащитник Абдужалил Бойматов.

Правозащитник из Ферганской области Узбекистана Абдужалил Бойматов, ныне проживающий в Ирландии, в интервью Ц-1 говорит, что мы, как общество, говоря о трагедии в Андижане 13 мая 2005 года, не должны забывать о недавних событиях в Каракалпакстане.
В республике, которая формально входит в состав Узбекистана на правах независимого государства, летом 2022 года вспыхнул народный протест, который был подавлен войсками РУз огнестрельным оружием.
По официальным данным, во время протестов 1-го и 2-го июля были убиты 28 человек и 240 получили ранения, но истинное число жертв до сих пор не известно, власти Узбекистана во время и после событий заблокировали республику, закрыли въезды и выезды, отключили Интернет и мобильную связь, лидеры и основные участники — были брошены за решетку.
Международные правозащитные организации снова, как после расстрела Андижана 13 мая 2005 года, призвали к проведению независимого расследования, но без малейшего шанса на успех — если властям в Ташкенте сошел с рук Андижан, почему они должны ответить за Каракалпакстан?

Протесты в Каракалпакстане были вызваны решением президента Мирзиеева избавиться даже от чисто формального статуса «суверенного» Каракалпакстана в составе Узбекистана.
26 июня 2022 года узбекские СМИ опубликовали список поправок в Конституцию РУз, которые хотел вынести на референдум Шавкат Мирзиеев.
Оказалось, что предлагаемые поправки напрочь стирали все статьи Основного закона (с 70 по 75), где говорилось о «суверенном» статусе Каракалпакстана и утверждалось право республики на выход из состава Узбекистана на основании Общенародного референдума.
Когда люди в Каракалпакстане осознали, что затевает президент Узбекистана, не потрудившись спросить их мнения, решив за них, они начали стихийно выходить на улицы.
1 июля в Нукусе, столице Каракалпакстана, начался митинг, в котором участвовали сотни и тысячи людей. В сети начали распространяться видео шествий, митинга, на котором выступающие говорили о невозможности лишить каракалпаков независимости. Но скоро начались потасовки с силовыми органами, а затем в людей начали стрелять…

Военные в полном боевом комплекте, в камуфляже были запечатлены стреляющими в людей на многих видео, на снимках были раненые и убитые. Но очень скоро поток информации был заблокирован, а люди, распространявшие ее, арестованы.
Правозащитник Абдужалил Бойматов связывает события в Андижане и Нукусе.
«Каракалпакстан стал маленьким Андижаном президента Мирзиеева, — говорит Бойматов, — но он ему тоже сошел с рук, так как до этого эта же власть не ответила и не понесла наказания за Андижан».
Бойматов убежден, что эти кровавые события — привели к большему ухудшению положения простых граждан страны, но усилили власть, указав ей, что все недовольства людей, любые протесты можно решать с помощью оружия — сразу стрелять и убивать.
«Власть стала еще более жестокой, еще более коррумпированной, воруют миллиардами, страну распродают, включая и граждан, которых отправляют на заработки за рубеж, так как государство не в состоянии обеспечить им ни работу, ни жизнь», — говорит Бойматов.
На вопрос: что же нам делать? — правозащитник отвечает, надо становиться сознательными, изучать свои права, не сдаваться и не предавать забвению трагические события в Андижане и Нукусе.
Ц-1