Новости, аналитика и мнения
из Узбекистана

Контент

Власть предупреждали об Андижане, или Телеграмма Мутабар Таджибаевой

За 40 дней до Андижанской бойни 13 мая 2005 года правозащитница из Маргилана Мутабар Таджибаева отправила властям Узбекистана телеграмму с призывом обратить внимание на суд в Андижане. Ответ был жестоким…

Президент "Клуба пламенных сердец" Мутабар Таджибаева
Президент «Клуба пламенных сердец» Мутабар Таджибаева

Можно было бы предотвратить события в Андижане 13 мая 2005 года, легшие тяжелым кровавым пятном на всю историю современного независимого  Узбекистана?

В тот день власти страны утопили в крови многотысячную демонстрацию, собравшуюся в центре Андижана на площади имени Бобура с требованием справедливости, правосудия и соблюдения прав человека.

По официальным данным, были убиты 187 человек. По многочисленным свидетельствам очевидцев, число жертв превосходит тысячу человек, толпы людей, среди которых были старики, женщины и дети, просто зеваки, начали расстреливать без предупреждения из БТРов, убивали снайперским огнем, кончали из засад, на заблокированных техникой улицах.

После расправы сотни людей были арестованы и осуждены на длительные сроки — до 20 лет лишения свободы, как утверждала власть тогдашнего президента Ислама Каримова, за «терроризм», «экстремизм», «попытку государственного переворота».

События в Андижане не прошли бесследно и для самой власти. Ислам Каримов оказался в международной изоляции, Узбекистан начал ассоциироваться в мире лишь с самым жестоким подавлением прав человека, с пытками и убийствами. Страна стала синонимом бесправия и насилия над человеком.

Маргиланская правозащитница Мутабар Таджибаева, убеждена по сей день, что кровавого поворота событий можно было избежать. Но для этого, по ее словам, у власти в Узбекистане, начиная с региональных представителей до высшего руководства в Ташкенте, должно было быть единое желание — не допустить эскалации, не доводить до народного бунта…

Суд в Андижане

Таджибаева, ныне проживающая в изгнании во Франции, рассказывает, что в марте 2005 года по делам оказалась в суде Андижанской области, где от знакомого адвоката услышала о процессе над 23 местными предпринимателями, арестованными еще весной-летом 2004 года.

Ее привлекла необычность дела, впервые она увидела, что подсудимые имеют поддержку сотен людей, их родные и сторонники собирались у здания суда во время каждого судебного заседания и с молчаливым достоинством солидаризировались с ними.

Мутабар рассказывает, что, изучив детали обвинения против 23 предпринимателей, она увидела всю их абсурдность, а показания подсудимых на процессе о применявшихся против них во время следствия пыток — объяснили, как «шилось» это дело.

Адвокаты предпринимателей считали, что они стали жертвой коррупции местных андижанских властей, кое-кто хотел прибрать к рукам их бизнес, кто-то, возможно, увидел в них конкурентов, так как кроме бизнеса арестованные мужчины занимались широкой благотворительностью, завоевывая повсюду в Андижанской области доверие и уважение людей.

«Было больно слушать через какие унизительные и жестокие пытки прошли эти люди, — рассказывает Таджибаева, — их душили, раздевали догола и били по половым органам, некоторые подверглись сексуальному надругательству…»

Почему предупреждали Каримова?

На вопрос, почему именно в этом деле вы увидели потенциал для народного протеста и решили предупредить власть в Ташкенте? — Мутабар отвечает, что в отличие от сотен других похожих процессов в Узбекистане, в этот раз на скамье подсудимых оказались местные лидеры, только число работников которых превышало пару тысяч человек, которые теперь остались без работы, без средств к существованию…

«Я хотела, чтобы Ислам Каримов и другие руководители Узбекистана срочно вмешались в это дело, во-первых, им не составило бы труда увидеть, что оно «шито белыми нитками»; во-вторых, на кону было спокойствие целой области; в третьих, народ к тому времени устал от обвинений в «религиозном экстремизме» и пыток, терпение было на исходе; в-четвертых, все это происходило на фоне «тюльпановой революции» в Кыргызстане (25 марта 2005 года. — Прим. Ц-1), когда был свергнут президент КР Аскар Акаев».

Вернувшись домой, Мутабар Таджибаева 4 апреля 2005 года отправила срочную телеграмму Исламу Каримову, а также заказные письма другим руководителям страны, включая премьер-министра Шавката Мирзиеева, ныне (с 2016 года) президента страны.

Единственное, что она получила в ответ, это сообщение из Аппарата президента, что ее письмо переслано в Генеральную прокуратуру, на этом все.

Ответ на телеграмму?

А затем случилось страшное: 15 апреля Мутабар Таджибаеву похитили в центре Ташкента неизвестные люди и доставили в отделение полиции Кибрайского района Ташкентской области. При входе в отделение во дворе, как рассказывала Мутабар, она обратила внимание на группу грязных мужчин, похожих на бомжей… Она не знала, что эти люди или нелюди были доставлены специально для нее.

В управлении полиции Мутабар заперли в комнате, куда через какое-то время вошли те сами бомжи и подвергли ее самому жестокому насилию…

Хотела ли так власть заткнуть рот активистке, запугать и унизить ее так, чтобы она более не занималась судом над андижанскими предпринимателями, так как там подготовлялось «нечто» самим правящим режимом — на этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа.

Тем не менее совпадение слишком очевидно: неприкрытое насилие не где-нибудь, а в отделение внутренних дел! — пусть не в соразмерной пропорции, но напоминает по подходу то, как расстреливали людей в центре Андижана 13 мая 2005 года — так же в открытую, не прикрываясь и не стыдясь…

А это текст той самой телеграммы Мутабар Таджибаевой, которую она отправила Исламу Каримову, Шавкату Мирзиееву и другим руководителям РУз:

ТЕЛЕГРАММА
4 апреля 2005 года



Президенту Республики Узбекистан, многоуважаемому И.А.Каримову.

Копии: Кабинет Министров Республики Узбекистан
Генеральная прокуратура Узбекистана
Министерство внутренних дел
Омбудсмену

От имени рабочих и частных предпринимателей в Андижане

Обращение

Надеемся, что наше обращение не оставит равнодушными многоуважаемого Президента и руководителей правительства, которые пекутся и заботятся о своем народе.

От имени действующих в Андижанской области около двадцати предприятий, более пятидесяти предпринимателей и бизнесменов сообщаем вам о том, что Управлением Службы национальной безопасности по Андижанской области в мае-июне 2004 года по подозрению причастности к религиозным объединениям, экстремистским группировкам и религиозному фанатизму арестована большая группа руководителей частных предприятий.

Из смешанного чувства зависти и ненависти некоторые злопыхатели оклеветали получивших развитие и вносящих свой посильный вклад в процветание страны предпринимателей и деловых людей, что, несомненно, нанесет вред международному авторитету Узбекистана.

Между тем в действительности это истинные патриоты, высококвалифицированные зрелые специалисты, опытные руководители, обладающие организаторскими способностями.

Многие из них является участниками организованных областным, городскими палатами предпринимателей смотров-конкурсов, в которых занимали призовые места. Принимая участие в смотрах-конкурсах республиканского масштаба, они обнаружили себя опытными специалистами своего дела.

Наряду с этим они совместно с органами местной власти и с гражданскими сходами махаллей принимали самое активное участие в благотворительных
мероприятиях нашего правительства. Впрочем, это всем хорошо известно, и
народ благодарен им за это.

Именно это обстоятельство и удивляет многих граждан. Вместо поддержки этих людей, их стремятся уничтожить и свести на нет их добрые дела.

Проведенная по инициативе областного Управления СНБ проверка финансово-хозяйственной деятельности со стороны областных контрольно-ревизионных управлений и налоговой инспекции установила, что деятельность этих предприятий не противоречит действующему законодательству, и они не получали никакой финансовой помощи из-за рубежа.

Аудиторские заключения найдены положительными. Однако, вопреки этому, эти лица были привлечены к следствию и путем морального и физического давления на них их вынудили признаться в грехах, которые они не совершали.

Приведем некоторые имена.

Предпринимателя Артикова Шокирджону сотрудники СНБ раздели догола, надели ему на голову мешок и били до тех пор, пока он не потерял сознание.

После того, как Артиков пришел в сознание, сотрудники сказали ему: «Подпиши вот эти бумаги. Если не подпишешь, тебе будет во много раз хуже, более того, доставим сюда твою жену и сам знаешь, что мы с ней сделаем», после чего он взмолился: «Не делайте этого, я подпишу все, что скажете», — об этом Артиков открыто говорил в суде и отрицал ранние показания.

Сотрудники СНБ применяли физическую силу и к предпринимателю Кодирову Дадахону, непрерывно били его по мужским органам. Не выдержав пыток и избиений Кодиров, так же как и Артиков Шокиржон, подписал принесенные бумаги, не читал их. В суде Кодиров заявил, что по сей день ему не была оказана необходимая медицинская помощь, он чувствует себя очень плохо, и отказался от прежних показаний.

Рузиева Хусанбая сотрудники СНБ забрали прямо с того места, где он сидел в окружении своих друзей. Сказав ему: «вернетесь через 15 минут, у нас к вам разговор». Когда ему сказали: «Дашь показания против своего руководителя», он ответил: «Я не из тех, кто беспричинно клевещет на людей».

Когда встревоженые родственники начали искать Хусанбая, его друзья сказали им: «Его забрали на белом Дамасе люди, представившиеся сотрудниками СНБ».

Хусанбая после отказа от предложения сотрудников СНБ пытали, избивали, довели тем самым до бессознательного состояния, а затем полуживого доставили в реанимационное отделение. Сотрудники СНБ сказали врачам: «Помощи ему никакой не оказывайте», тем не менее сотрудники отделения Хонтураева Насибахон и Юлдашева Мухаббатхон сохранили жизнь Хусанбаю, сказав, что они давали клятву Гиппократа. (Прилагаются обоснованные медицинские документы)

Для того, чтобы добиться показаний от рабочих и служащих против руководителей предприятий сотрудники СНБ при помощи морального и физического давления вынудили их к даче ложных показаний, которые используются в судебном процессе как доказательства.

Вследствие ареста работа предприятий и предпринимателей приостановилась.

Потеряны сотни рабочих мест, люди остались не у дел. Это обстоятельство не может не сказаться на настроении общества. Сотни семей оставшихся без работы людей лишились социального и материального обеспечения.

В ходе судебного процесса подсудимые отказываются от прежних показаний. В их действиях каких-либо действий против государства, президента, правительства, конституционного строя — не усматривается.

В действительности же, в своей работе предприниматели преследовали единственную цель — внести личный вклад в социальное и экономическое развитие страны, повышение благосостояния населения, хотели вывести Узбекистан на одно из ведущих мест в мировом сообществе. Это очевидно.

Действия сотрудников СНБ против порядочных граждан напоминают средневековую инквизицию, своими противоправными действиями, противоречащими Конституции, действующему законодательству, они содействуют росту недовольства населения правительством.

Мы, нижеподписавшиеся под обращением граждане, надеемся, что Вы примите радикальные меры для прекращения кровопролития и посодействуете освобождению самоотверженных сынов Отчизны, вносящих достойный вклад в процветание Родины, возобновлению работы простаивающих предприятий.

Подписи прилагаются (всего 350 подписей)

Народное движение Фукаролик жамияти (Гражданское общество), Правозащитный «Клуб пламенных сердец»,

4 апреля 2005 года,

Мутабар Таджибаева.

Источник:Ц-1
comments powered by HyperComments

Статьи по теме

Люди

13 мая — День памяти и скорби. Помянем Андижан… 


Дорогие андижанцы и граждане Узбекистана, помянем жертв Андижанской бойни 13 мая 2005 года, в день 20-летия трагедии найдите в себе грамм мужества и сочувствия, и минутку времени, чтобы вспомнить о жертвах. 

Узбекистан
Люди

Елена Урлаева об Андижане: «Это забвение от бессилия и страха…»

Ветеран узбекистанской правозащиты Елена Урлаева убеждена, что о событиях в Андижане 13 мая 2005 года граждане страны не говорят не из-за короткой памяти, а от страха и бессилия что-то изменить. 

Узбекистан

Выбор редактора

Люди

13 мая — День памяти и скорби. Помянем Андижан… 


Дорогие андижанцы и граждане Узбекистана, помянем жертв Андижанской бойни 13 мая 2005 года, в день 20-летия трагедии найдите в себе грамм мужества и сочувствия, и минутку времени, чтобы вспомнить о жертвах. 

Узбекистан
Люди

Елена Урлаева об Андижане: «Это забвение от бессилия и страха…»

Ветеран узбекистанской правозащиты Елена Урлаева убеждена, что о событиях в Андижане 13 мая 2005 года граждане страны не говорят не из-за короткой памяти, а от страха и бессилия что-то изменить. 

Узбекистан

Новости из Узбекистанa

Люди

13 мая — День памяти и скорби. Помянем Андижан… 


Дорогие андижанцы и граждане Узбекистана, помянем жертв Андижанской бойни 13 мая 2005 года, в день 20-летия трагедии найдите в себе грамм мужества и сочувствия, и минутку времени, чтобы вспомнить о жертвах. 

Узбекистан
Люди

Елена Урлаева об Андижане: «Это забвение от бессилия и страха…»

Ветеран узбекистанской правозащиты Елена Урлаева убеждена, что о событиях в Андижане 13 мая 2005 года граждане страны не говорят не из-за короткой памяти, а от страха и бессилия что-то изменить. 

Узбекистан