В Кыргызстане проходят вторые масштабные военные учения за месяц – для чего так часто грохочет артиллерия на побережье Иссык-Куля?

7 октября на полигоне «Эдельвейс» в городе Балыкчы тренировались военные государств, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), учения назывались «Рубеж-2016».
С 15 по 21 сентября там же проходила «Мирная миссия – 2016» – маневры армий стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Вторые учения мало чем отличались от первых. Тот же сценарий о группе боевиков, неожиданно вторгшихся в республику с территории одного из сопредельных государств. И те же методы борьбы…
Мишень учений – террористы
По легенде боевики нарываются на отряд пограничников, едва перейдя границу Кыргызстана. Те смело вступают в неравный бой с превосходящими силами и задерживают незваных гостей до прибытия основных сил.
Сколько пришлось бы ждать подкрепления в реальных условиях, сказать сложно. Это зависит от места прорыва и его удаленности от воинских частей.
На учениях танки и БТРы мчатся к месту боя уже через несколько минут. А с неба на террористов обрушивается мощь авиации. Бомбардировщики и штурмовики при поддержке танков и артиллерии моментально стирают с лица земли все позиции вымышленных террористов.

Потом еще и спецназ «зачищает» обуглившуюся от взрывов землю.
«Враг повержен!» – рапортует командование. Военные обнимаются, поздравляют друг друга с победой над выдуманным врагом. Естественно – награды, медали, новые звания. Будто и не условный бой вели…
Террористы уже традиционно становятся условным врагом всех военных учений: либо «организовавшие лагеря подготовки непосредственно в Кыргызстане», либо «вторгшиеся из соседнего государства – по суше или с неба». Это уж на что хватит фантазии военных. Иногда их бывает группа, иногда – отряд, а иногда – чуть ли не целая армия.
«Терроризм сейчас становится угрозой не только для Центрально-Азиатского региона, – рассказал во время учений «Рубеж-2016» начальник Объединенного штаба ОДКБ Анатолий Сидоров. – Это общемировая проблема».
И сразу же добавил: «Но главная задача ОДКБ – обеспечить неприкосновенность границ стран организации, защитить наших братьев по ОДКБ от любых возможных угроз».

Реальные угрозы
Откуда они исходят для Кыргызстана? Те же офицеры говорят про несколько направлений.
Первое – это Сирия. Там сейчас на стороне Исламского государства воюют около полутысячи кыргызстанцев.
В перспективе они могут вернуться домой и предпринять попытку дестабилизировать ситуацию террористическими атаками и распространением идей радикального ислама.
Но маловероятно, что им удастся, не привлекая внимания кыргызстанской Службы национальной безопасности (СНБ), создать в стране лагеря подготовки, собрать отряд и двинуться на Бишкек…
Даже если на минуту допустить, что такое случится, то для устранения проблемы может понадобиться несколько хорошо подготовленных групп спецназа. Никак не артиллерия с бомбардировщиками, которые столь успешно отрабатывают на учениях.
Второе направление – это Афганистан. После вывода войск антитеррористической коалиции там вновь поднимают головы десятки террористических организаций, а север страны фактически не контролируется государственными войсками. Вот только общих границ у Кыргызстана с Афганистаном нет.

Добрые соседи
Границы есть с Казахстаном, Китаем, Таджикистаном и Узбекистаном.
Таджикистан и Казахстан – члены ОДКБ, значит, не враги. Тем более что армии всех трех стран практически полностью контролируются Россией – междоусобицы она не допустит.
А если вдруг Китай, что почти невероятно, решит напасть на Кыргызстан, то учения и союзы вряд ли помогут.
Кстати, во время «Мирной миссии» китайские военные бок о бок с кыргызстанцами, казахстанцами, таджикистанцами и россиянами уничтожали учебного врага.
Военные еще одной соседней страны – Узбекистана, тоже члена ШОС, на учения почему-то не приехали.
Между Кыргызстаном и Узбекистаном иногда возникают приграничные конфликты, иногда даже с применением оружия. Но масштабный конфликт все-таки маловероятен.
Узбекистан хоть и обладает второй по мощи армией в СНГ после России, к внешней агрессии никогда склонностей не проявлял.
Прежний президент Ислам Каримов вел аккуратную внешнюю политику по принципу «не наживи врагов», и его вероятный преемник Шавкат Мирзиёев, скорее всего, продолжит выбранный курс.
С кем тогда воевать Кыргызстану? И главный вопрос: а для обороны ли вся эта подготовка?
В любой точке мира
Кыргызстан – член ШОС и ОДКБ. Шанхайская организация сотрудничества – это в первую очередь экономическое объединение. Другое дело – военно-политический блок ОДКБ.
Изначально созданный в 1992 году для обороны государств – членов ОДКБ, в 2010 году он немного изменил свою направленность. Тогда главы государств, входящих в Организацию, выразили готовность, «используя миротворческий потенциал ОДКБ для содействия Организации Объединенных Наций, внести вклад в предотвращение вооруженных конфликтов и мирное урегулирование возникающих конфликтных и кризисных ситуаций».
«В случае решения Совета коллективной безопасности, состоящего из глав государств–членов, миротворческие силы могут быть задействованы в любой точке мира, – рассказал корреспонденту Ц-1 один из офицеров Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. – Естественно, после согласования с ООН и после того, как власти страны сами попросят ОДКБ о помощи.
В составе сил ОДКБ – около 25 тысяч человек личного состава и огромное количество техники. В случае необходимости силы могут быть значительно увеличены за счет военных стран – участниц Договора. В том числе и Кыргызстана. Ведь не напрасны же все эти учения. И не просто так Россия почти полностью перевооружила армию республики техникой и оружием более чем на миллиард долларов.
Кыргызстан теперь связан обязательствами перед ОДКБ. В случае, если миротворческие силы Организации вмешаются в какой-то конфликт, которых, увы, в мире хватает, там придется воевать и кыргызстанским солдатам.