Новости, аналитика и мнения
из Узбекистана

Контент

Жизнь казахстанца с клеймом «экстремиста»

Алматинец Аблайхан Чалимбаев, даже отбыв наказание за религиозный экстремизм, лишен гражданских прав и стал изгоем в обществе.

Аблайхан Чалимбаев на пресс-конференции в Алматы; фото: Ц-1
Аблайхан Чалимбаев на пресс-конференции в Алматы; фото: Ц-1

Об этом он рассказал вчера на пресс-конференции в Казахстанском международном бюро по правам человека и соблюдению законности в Алматы.

Цитировал официально изданную книгу

Аблайхан Чалимбаев по приговору Панфиловского суда города Жаркента Алматинской области с 2011 по 2016 год отбывал наказание в колонии в поселке Заречном под Алматы.

Доказательством его вины стало цитирование книги, разрешенной Комитетом по делам религий Министерства культуры и спорта РК.

Книга была вполне легально напечатана и выдана религиозным учреждением «Аль-Баракат», чьи курсы он посещал. Центр также работал с разрешения властей.

Однако в экстремизме обвинили и осудили только Чалимбаева – к руководству центра и его преподавателям у следствия претензий не возникло.

Но и сегодня, когда Чалимбаев полностью отбыл свой срок и завершил еще год пробации, он не может нормально жить. Клеймо «экстремиста» преследует его во всех жизненных ситуациях.

«Сделали изгоем»

Он не может открыть счет в банке, делать переводы через почту, его нигде не берут на работу, он не может снять квартиру… Аблайхан вынужден жить с матерью на ее пенсию и случайные заработки, если кто-то иногда берет его грузчиком.

«Меня полностью изолировали от общества, сделали изгоем, мне просто не на что жить. А те, кто издавал и распространял эти книги, кто преподавал мне это учение, – на свободе. Разве это справедливо?» – вопрошает Аблайхан.

Частный случай с Аблайханом Чалимбаевым отражает серьезные проблемы в организации борьбы с экстремизмом и терроризмом в Казахстане, считает директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис.

«Меня полностью изолировали от общества, сделали изгоем, мне просто не на что жить…»

Человек осужден не за какие-то действия или даже намерения, а только за мнение, за то читал легально изданную книгу.

Если идти по этому пути, то осудить можно вообще любого казахстанца, читавшего Коран, Библию или даже обычную историческую книгу, поскольку там полно высказываний, которые при желании вполне можно толковать как экстремистские.

Далеко не частный случай

По словам Жовтиса, органы правопорядка и безопасности идут по неверному и порочному пути, хватая и осуждая всех, кто пытается разобраться в вопросах веры, но никоим образом не имеет умысла на терроризм и экстремизм.

Этот умысел не могут доказать и в суде, но тем не менее выносят жестокие и несправедливые приговоры.

В Казахстане уже сотни таких случаев, как с Аблайханом, отметил Жовтис. И даже незаконно осужденные, отсидев большие сроки в тюрьме, эти люди продолжают отбывать наказание…

«Прямая несправедливость и тяжелейшее давление в отношении этих людей – это опасная практика государства, – говорит Жовтис.

– Не важно, по глупости чиновников или с дальним умыслом это все делается. Такая политика может привести к тому, что измученные люди ожесточатся и, не получив поддержки ни от общества, ни от государства, действительно примут идеологию экстремизма».

Только тогда, резюмирует правозащитник, люди будут уже действовать сознательно, потому что на собственной судьбе убедились, что правды и справедливости в стране не найти.

«Зачем государство создает своими руками базу для экстремизма, понять невозможно», – подводит итог размышлениям Жовтис.

Источник:Ц-1
comments powered by HyperComments

Статьи по теме

Общество

В Казахстане пробуждаются против повестки и движения ЛГБТ…

В Алматы прошла серия одиночных пикетов с требованием запретить движение ЛГБТ, распространяющее «радужную» идеологию в Казахстане под ширмой «гендерного равенства» и «прав женщин». 

Казахстан
Права человека

Сергей Дуванов / Откуда в Казахстане берутся недовольные?

Житель Алматинской области Олжас Турысбеков стал инвалидом после пыток в департаменте полиции, куда попал по подозрению в краже скота, а его попытка добиться компенсации от государства уперлась в стену.

Казахстан
Политика

Сергей Дуванов / Кому служит правосудие Казахстана?

Что можно сказать о судебной системе страны, в которой суды всех инстанций, включая Верховный, отказываются видеть различие между требованием отставки Правительства РК на пикете, и самой процедурой отставки?

Казахстан

Выбор редактора

Люди

13 мая — День памяти и скорби. Помянем Андижан… 


Дорогие андижанцы и граждане Узбекистана, помянем жертв Андижанской бойни 13 мая 2005 года, в день 20-летия трагедии найдите в себе грамм мужества и сочувствия, и минутку времени, чтобы вспомнить о жертвах. 

Узбекистан
Права человека

Власть предупреждали об Андижане, или Телеграмма Мутабар Таджибаевой

За 40 дней до Андижанской бойни 13 мая 2005 года правозащитница из Маргилана Мутабар Таджибаева отправила властям Узбекистана телеграмму с призывом обратить внимание на суд в Андижане. Ответ был жестоким…

Узбекистан
Люди

Елена Урлаева об Андижане: «Это забвение от бессилия и страха…»

Ветеран узбекистанской правозащиты Елена Урлаева убеждена, что о событиях в Андижане 13 мая 2005 года граждане страны не говорят не из-за короткой памяти, а от страха и бессилия что-то изменить. 

Узбекистан

Новости из Казахстанa

Общество

В Казахстане пробуждаются против повестки и движения ЛГБТ…

В Алматы прошла серия одиночных пикетов с требованием запретить движение ЛГБТ, распространяющее «радужную» идеологию в Казахстане под ширмой «гендерного равенства» и «прав женщин». 

Казахстан
Политика

Остановить истребление человека – строить свои миры!

Для тех, кто не понял: это 1941 год - совершено «вероломное нападение без объявления войны», но остановить порабощение и истребление человечества под прикрытием «пандемии» можно, призывает Галима Бухарбаева.

Казахстан