На этот раз в в Мажилис Парламента Казахстана поступил пакет поправок в Конституционный закон «О выборах». Его основная задумка в том, как упорядочить выборы депутатов маслихатов…
Сергей Дуванов

Менять нормы и положения Основного закона Казахстана уже стало этакой традицией.
Как только Конституцию РК не кромсали, как только не переделывали, что только из нее не вырезали, и чего только в нее не добавляли, приспосабливая под нужды автократии президента Нурсултана Назарбаева!
Власти поворачивали Конституцию и так и сяк, как ту гулящую девку, что в итоге она стала больше похожа на потрепанную записную книжку, в которую по мере изменения политической конъюнктуры записываются новые нормы, которые в случае необходимости вымарываются и заменяются новыми.
На этот раз в Мажилис поступил пакет поправок в Конституционный закон «О выборах». Основная его цель в том, чтобы депутатов маслихатов (местный представительный орган в РК. – Прим. Ц-1) выбирать по партийным спискам.
Зачем это нужно? На мой взгляд, чтобы исключить возможность нелояльным к власти и независимым от нее кандидатам из народа попасть в маслихаты.
Видимо, последние события в ряде стран, в том числе и в Армении, подсказали людям в Акорде, что неподконтрольные маслихаты тоже могут представлять угрозу режиму.
Ранее точно так же были внесены изменения в Закон «О выборах», согласно которым казахстанцев лишили возможности выдвигать и выбирать кандидатов в парламент, минуя партийные списки.
Теперь, для того чтобы выдвинуть кого-либо в парламент, нужно создать партию. Это своеобразный фильтр, отсеивающий всех неугодных власти.
Фишка в том, что создать партию в Казахстане без разрешения властей в принципе невозможно.
В 2002 году в РК был принят абсолютно драконовский закон, в котором предусмотрены бюрократические процедуры, позволяющие чиновникам отказать в регистрации любой партии, не устраивающей власти.
Достаточно вспомнить пример оппозиционной партии «Алга», которая в течение пяти лет пыталась зарегистрироваться в Минюсте, предоставляя все необходимое для этого, включая списки более 40 000 партийцев. Однако всякий раз чиновники находили причины для отказа в регистрации.
Таким образом, попасть в парламент, не будучи членом официально зарегистрированной партии, невозможно.
Одновременно оппозиции нельзя использовать для этого и имеющиеся политические партии, так как они полностью контролируются властями, а их партийные списки на выборах согласуются с Акордой.
То есть создана круговая оборона от попадания в законодательную власть оппозиционно настроенных и даже просто нелояльных к власти людей.
То, что в Астане решили исключить попадание оппозиционно настроенных людей в маслихаты, видимо, связано с желанием подстраховаться в связи с передачей ряда полномочий местным органам власти.
Таким образом, Акорда предполагает исключить риски попадания в органы местной власти оппозиционно настроенных людей.
Сергей Дуванов – журналист, публицист и колумнист Ц-1 в Алматы