Корреспондент Ц-1 в Андижане рассказывает, что жители региона с облегчением вздохнут после принятия постановления правительства об ограничении семейных торжеств.

В марте 2018 года Сенат Олий Мажлиса (парламента) Узбекистана подготовил и представил для обсуждения проект постановления об упорядочении проведения свадеб, семейных торжеств, поминальных и других мероприятий.
Отмечая, что перечисленные мероприятия являются частью традиций узбекского народа, авторы документа отмечают, что в последние годы они характеризуются излишеством, расточительством и другими негативными явлениями.
Обсуждение проекта постановления было завершено в конце марта, и, по всей видимости, скоро документ будет принят.
В дискуссии в кругу знакомых часто приходилось слышать и одобрения, и возражения, что государство вмешивается в частную жизнь граждан, к примеру, ограничивая число гостей на свадьбе до 150 человек.
Их оппоненты говорили о другом: новая мода или неписаные законы с каждым годом превращают семейные торжества в непосильную ношу, часто заканчивавшуюся трагически для семей жениха и невесты.
Свадьба — событие!
Свадьба детей – одно из знаковых событий в семье. К ней начинают готовиться задолго до торжества. Какой заказать ресторан, каких артистов нанять, кого пригласить, какое меню составить?
Эти и многие другие вопросы волнуют всех родителей, чьи дети вступают в брак. Одна знакомая в Андижане, поглощенная этими мыслями, за день до свадьбы дочери попала в автомобильную аварию: не заметила машину там, где ежедневно переходила дорогу по нескольку раз.
В день торжества женщина находилась в реанимации на грани жизни и смерти. Мать, одна воспитавшая дочь, едва осталась жива и превратилась в инвалида.
Многим родителям хочется провести бракосочетание детей так, чтобы о свадьбе говорила вся махалля. Они мало задумываются над тем, будут ли молодожены счастливее от количества съеденных блюд, выпитых напитков, наряда невесты и популярности артистов.
Сохранятся ли в молодой семье на долгие годы любовь и взаимопонимание? Не доставит ли роскошная вечеринка трудности молодоженам?
Почва для ссор и конфликтов
Даже традиционный обмен подарками между родственниками молодоженов часто становится поводом для выяснения отношений между сватами. Порой это сводится к тому, чей подарок дороже, а в итоге подготовка к торжеству заканчивается его отменой.
За примерами далеко ходить не нужно. Осенью прошлого года женился сосед. Он полюбил девушку, соседку по махалле. Когда уже состоялось сватовство, свадьба трижды чуть не сорвалась: парню трудно было угодить родителям своей возлюбленной.
Да и его мама тоже несколько раз разочаровывалась в будущих сватах. Предметом раздора стала мебель, которая отсутствовала у невестки. Будущий жених сделал все, чтобы свадьба не сорвалась: сам купил мебель, потратив заработанные за несколько лет в России деньги.
Казалось, что все прошло, как нужно. В доме торжеств «Истиклол» в Андижане, рассчитанном на тысячу мест, едва разместили гостей. Давно отгремела музыка, прозвучали все поздравления, а парень до сих пор не может забрать диск с видеозаписью свадьбы: нет денег, чтобы рассчитаться. За шесть месяцев, прошедших после свадьбы, молодые успели не один раз поссориться и помириться.
Расходы — выше доходов
Сейчас беременная невестка осталась у своих родителей. Жених вместе с матерью уехал на заработки… Хорошо, что он в семье один, а у его отца в России есть постоянное место работы.
Кстати, на свадьбу своего единственного сына отец не приехал. Наверное, поездка была накладной для него и могла грозить потерей места работы.
Что касается свадебных видеороликов, то один из операторов пожаловался, что порой они лежат у него годами: обанкротившиеся женихи не в состоянии их выкупить.
Пожалуй, самым изнурительным для стороны невесты является традиция передачи угощений для семьи зятя в течение 40 дней.
Еду готовят трижды или четырежды в день, несут деликатесы. Многие порядочные семьи отказываются от подобных угощений через пару дней, а некоторые получают от этого удовольствие и молчат до конца.
Мальчишник что свадьба
Кроме того, есть еще одна традиция – мальчишник (маъзар еди). Почему-то она проводится за счет средств родителей невесты. По сути, это скрытая свадьба. К этому мероприятию нужно приготовить 30 комплектов угощений. Есть ли у жениха столько друзей или нет, обсуждению не подлежит: съедят его родственники.
Когда свадебные кортежи из 10–15 авто выезжали на улицы города, водителям приходилось лавировать между ними, чтобы избежать аварийных ситуаций. Горе-водители нарушали правила дорожного движения, сигналили, из салонов с громко звучавшей музыкой высовывались видеооператоры, чтобы заснять торжество.
Сегодня такое встретишь редко. Принятые по обращениям граждан постановления об ограничении количества автотранспортных средств до четырех единиц и сокращении числа приглашенных гостей до 150 человек стали еще одним шагом по искоренению этих традиций.
Обряды сокращаются…
Кроме того, у жителей Андижана сократились некоторые обряды. В частности, раньше перед первой брачной ночью проводилось так называемое открывание личика (юз очди) – типа девичника.
Только в этом мероприятии участвовали не подруги невесты, а женщины с обеих сторон. На девичник приглашались музыкальные исполнительницы. Кроме первого и второго блюд обязательно подавались шашлык и мороженое. Сейчас андижанцы обходятся без этого обряда.
С начала 2018 года в Андижане зарегистрировано около 400 браков.
Остается надежда, что после принятия постановления об ограничении семейных торжеств и молодожены, и их родители вздохнут с облегчением.