В столице Узбекистана нормализуется ситуация с приостановленной в июле временной пропиской: она открыто проводится в ОВИР и без особого ажиотажа.

До июля 2016 года временно прописать своего родственника или знакомого в Ташкенте можно было, обратившись к инспектору профилактики, или проще – участковому милиционеру.
Ситуация изменилась после приказа министра внутренних дел Узбекистана о введении новой инструкции, которая была зарегистрирована в Минюсте 28 июня.
В соответствии с этой инструкцией функции по оформления временной прописки были переданы от участковых районным ОВВиГ (отделам въезда, выезда и гражданства), которые жители по привычке называют ОВИРами.
В июле оформление временной прописки было приостановлено, что вызвало слухи об ее отмене, а вслед за слухами – и большое беспокойство, если не панику, среди граждан, которые хотели летом приехать в Ташкент – в гости к родственникам или в качестве поденщиков.
Этой осенью временную прописку вновь открыли, что, судя по постам в Фейсбуке, вызвало ажиотаж в районных ОВИРах и огромные очереди. Наш корреспондент на днях побывал в ОВВиГ Чиланзарского района и познакомился с ситуацией на месте.
Утром – толкучка, днем – минимум очередей
В ОВИРе появляюсь со своим знакомым, который оформляет прописку своему брату. Они уже были здесь утром, но их испугала «толпа народу», и они решили зайти после обеда.
После обеда никакого ажиотажа нет. Как сообщает встреченный по дороге сотрудник ОВВиГ, временную прописку открыли с 10 сентября, а оформить анкету, если собраны все документы, можно в «столе услуг», находящемся прямо на территории ОВИРа.
Очередь небольшая – всего три человека. Сотрудница «стола услуг» уточняет правила: пошлина за временную прописку – 3 тысячи сумов (1 доллар по официальному курсу и меньше 50 центов по курсу «черного рынка»), еще 10 тысяч за оформление анкеты.
Анкету можно заполнить и самому, но все традиционно обращаются в «стол услуг». Мой знакомый стал спорить. А затем отправился платить пошлину в кассу, расположенную двух десятках метрах от «стола».

Там стоит очередь, но не очень большая – всего минут на 20, и знакомый свободен. После чего остается последний этап – посещение кабинета № 18 на втором этаже ОВВиГ.
В кабинете № 18 всегда оформляли выездную визу, но теперь здесь стоит несколько молодых людей, также оформляющих временную прописку. Прием проходит быстро: в открытую дверь видно, что сотрудница, принимающая документы, говорит скороговоркой, видимо, сильно утомлена наплывом посетителей.
Она разъясняет моему знакомому, что временную прописку его брату дадут на три месяца или на полгода, как и было раньше, но теперь решение будет зависеть от начальника ОВВиГ.
Льготные условия – только для родственников
Думаю, мне повезло, что в этот день в ОВИР оформлять временную прописку пришло не так много людей. Повезло и моему знакомому, оформлявшему прописку своему брату. В ином случае ему пришлось бы собирать гораздо больше документов.
Если раньше участковому достаточно было дать заявление от хозяина квартиры о том, что тот согласен временно прописать своего приятеля, то теперь так не получится.
Как указано в новом порядке, для «приятелей» в отличие от близких родственников необходимо «представить копию нотариально заверенного договора аренды (найма) жилого помещения либо его части или договора безвозмездного пользования жилым помещением или его части».
Иностранцев прописывают, как и раньше
В то же время, как утверждает предприниматель Елена Агибалова, постоянно оформляющая в ОВИРе прописку своей сестре – гражданке Молдовы, иностранных граждан новые правила не затронули. А если как-то и затронули, то она их не заметила.
По словам Агибаловой, в ОВВиГ Сергелийского района они с сестрой пришли 14 сентября около 12 часов дня. Толкучки в это время не было.
Как обычно, зашли в кассу банка при ОВВиГ, поменяли там 5 долларов на сумы, о чем получили соответствующий сертификат. Сертификат и сумы отнесли в соседнее окошечко, где им выдали квиток об оплате госпошлины.
Правда, сервис здешнего «стола услуг» за заполнение анкеты обошелся дороже, чем на Чиланзаре, – 15 тысяч сумов. Зато временную прописку начальник местного ОВВиГ продлил на полгода.
Ужесточение с пропиской в Ташкенте произошло после терактов в феврале 1999 года. А в 2012-м постановлением Кабмина № 41 были утверждены положения, определяющие порядок временной и постоянной прописки в столице Узбекистана.