Запад после хаоса в Афганистане, на Ближнем Востоке и в Северной Африке мог признать, что мгновенная демократизация всего мира невозможна. Каждая страна имеет свое развитие, как, к примеру, диктатура в Узбекистане не может в одночасье провести свободные выборы.
«С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион»!» — писал великий Федор Достоевский в романе «Преступление и наказание».
Свое возмущение писатель адресовал набиравшим силу социалистам, которые, по его глубокому убеждению, отказывали человечеству в его естественном развитии, превращали человека в вещь среди вещей.
«У них не человечество, развившись историческим путем до конца, само собою обратится в нормальное общество, а напротив, социальная система, выйдя из какой-то математической головы, тотчас же устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, раньше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого пути!» – писал Достоевский.
Слова гения сегодня можно переадресовать многим, которые продолжают по шаблону критиковать выборы в стране, как Узбекистан, и верить, что всеобщее голосование, например, в Афганистане, могут приблизить эту страну к стандартам, к примеру, Швеции.
Но даже всеобщая явка и честный подсчет голосов не делают жизнь афганцев лучше. Они продолжают жить в средневековье, гибнуть от взрывов и мечтать сбежать из своей страны любыми путями и любой ценой.
В тупике
Подход Запада, который на протяжении последних 25 лет после идеологической победы над СССР начал продвигать по всему миру свою модель развития, должен быть пересмотрен.
Даже если придется признать бесцельность потраченных денег, сотен тысяч невинно затравленных и убитых душ.
Он стал слишком опасным, завел человечество в тупик, и не только в охваченных войной Афганистане, Ираке, Сирии, но и в самой Европе и США, где к власти пришли и продвигаются радикальные правые силы, откровенные расисты и ксенофобы.
К сожалению, оказывается, это не работает. А великий Достоевский абсолютно прав – натуру не перескочишь, и вариантов миллион.
Из тоталитаризма в демократию не прыгнуть
Узбекистан, не имеющий никакого опыта открытой страны, однажды перепрыгнувший из феодализма в социализм, а затем вернувшийся в диктатуру, не может сегодня выдавать стандарты современного западного общества. Это следует просто признать.
Страна, получавшая еще вчера характеристики вроде «тоталитарной диктатуры», не может в одночасье провести демократические выборы, этого почему-то не могут понять ни наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), ни западная пресса.
Система или кланы решили, что умершего президента Ислама Каримова заменит премьер-министр Шавкат Мирзиёев – это тот уровень, по которому сегодня Узбекистан способен избирать своего лидера.
И обществу нечего кусать локти. Мы не имеем своего демократического лидера, как народ Бирмы свою Аун Сан Су Чжи, к примеру, хоть в изгнании, хоть в тюрьме или под домашним арестом. Ни своей программы, ни платформы, даже виртуальной.
Демократической альтернативы Мирзиёеву просто нет, и каримовские репрессии тут ни при чем.
За естественное развитие
Но исторический процесс продолжается, страна, как живой организм, растет и развивается.
И очевидно то, что Узбекистан не может оставаться сегодня каримовским — маниакальным и закрытым от всего мира.
Он будет меняться. Может, дадим шанс этому развитию, тем более что изменения, которые происходят сегодня в стране – реальны, а в масштабах Узбекистана и региона Центральной Азии являются значительными.
А нам совсем не нужно быть сторонними наблюдателями, так как общество — это мы. Мы можем меняться и менять за собой страну. Ведь, опять же, как писал Достоевский: «Противоестественным является желание создать новое общество из старого типа людей».
Писатель предлагает еще более лаконичную формулировку своего глобального понимания процессов обновления общества:
«Братье созидается только из братьев. Надо прежде всего людей преобразовать в братьев и только после этого требовать от них братства».
Галима Бухарбаева – главный редактор Ц-1