Новости, аналитика и мнения
из Центральной Азии

Контент

Ислам Каримов и памятник ему нетошнотворный

В Выставочном зале Академии художеств Узбекистана открылась бьеннале на лучший памятник Исламу Каримову. Центр оскорбления и клеветы в Ташкенте делится своими предложениями и мнениями на сей счет.

В Узбекистане и мире проходит конкурс на лучший памятник Исламу Каримову; коллаж
Памятник Амиру Тимуру в Ташкенте с новым авторским дополнением…

Выставка конкурсных работ на лучший памятник первому президенту Узбекистана Исламу Каримову, правившему страной с 1989 по 2016 годы, открылась в Ташкенте в начале апреля.

По данным ее организаторов, на ней представлено 68 скульптурных композиций 58 авторов из Узбекистана, Южной Кореи, Австралии, Германии, Италии, Туркменистана и Украины.

На выставке памятников Исламу Каримову в Ташкенте; скриншот
На выставке памятников Исламу Каримову в Ташкенте; скриншот

Целью конкурса является отбор лучшего проекта для создания памятника Исламу Каримову.

Диалог # 12
Памятник нетошнотворный

Участвуют:
Александр Барковский
Алексей Улько
Олег Карпов

Олег Карпов:
Сегодня мы имеем шанс поговорить про высокое искусство. Вы правильно, Саша, заметили, что биеннале отменили в прошлом году, а сейчас сделали, по сути, альтернативное.

Алексей Улько:
В контексте современного искусства все это смотрится иначе, вот это очень интересная тема. Люди сделали достаточно унылую вещь: они среагировали так, будто речь идет о каких-то памятниках 70-х годов. Ленинский вариант – человек в пиджаке. Чухович (Борис Чухович – историк искусства и художественный критик, живущий в Квебеке. – Прим. ред.) на эту тему обратил внимание, Каримов все время изгонял этот ленинский образ, ленинские принципы, социалистическое искусство.

Олег Карпов:
Он просто освобождал для себя место, я так понимаю, подсознательно.

Алексей Улько:
Но это все-таки не его инициатива.

Олег Карпов:
Понятно, что не его, но ему это могло, наверное, и понравиться.

Алексей Улько:
Я, честно говоря, сомневаюсь. Если сравнить с тем, как идет монументализация образа властителя в других странах. Здесь было желание создать менее помпезную ситуацию. Не какого-то гигантского Туркменбаши, похожего на борца сумо или Шварценеггера, а просто простого человека. Но при этом получается, что у нас Каримов не Джастин Трюдо. Сам по себе образ не такой яркий – того можно в одежде, без одежды, в майке подать. А здесь идет непонятное, огорчающее меня подчеркивание чиновничьего атрибута. Достаточно нелепый костюм, и потом на него надевается еще что-то.

Олег Карпов:
Мне кажется, что люди, которые это делали, воспитывались на таких образцах… Они лепили Ленина, и этот штамп у них утвердился. Очень мало там работ, которые уходят от этого штампа.

***

Алексей Улько:
Я обратил внимание, что существует несколько иконических рядов. Ряд работ, связанных с большим креслом.

Олег Карпов:
И Амир Тимур у нас в кресле сидит.

Александр Барковский:
Трон.

Алексей Улько:
Да, это трон. Вот Туркменбаши в каком-то странном восточном кресле, причем кресло это не принадлежит никакой культуре. Некое восточное, но при этом похожее на кресло начальника и на кресло в гостинице, какая-то ужаснейшая эклектика.
Вот памятник Назарбаеву в Анкаре.

Александр Барковский:
Тоже у посольства? Тут такой символичный момент: памятник Каримову в Москве же хотят установить. Москва некогда была центром, 25 лет независимости говорилось об отказе от этого центра, а тут опять такой посыл, что памятник должен быть в центре, в Москве, в столице.

Алексей Улько:
Это классическая колониальная тема, унаследованный колониальный язык.

Александр Барковский:
Почему бы не претендовать на Париж?..

Олег Карпов:
Можно, конечно же, претендовать, но туда просто труднее продвинуть, лоббирование будет дороже.

***

Алексей Улько:
Здесь вот «отсыл» к Египту.

Олег Карпов:
Это кто?

Алексей Улько:
Это Назарбаев.

Олег Карпов:
Это столько Назарбаева наклепали, а человек всё живет и живет.

Алексей Улько:
Этот барельеф находится в основании какой-то колонны в Астане, 91-метровой.

***

Алексей Улько:
А вот это уже Туркменбаши. У них в Туркмении уже устоявшийся язык фундаментальный, они уже очень много лет это делают. И наработанная стилистика чувствуется.

Олег Карпов:
Ну, наши тоже поваяют-поваяют – и руку набьют.

Алексей Улько:
Есть еще Туркменбаши в тоге – опирающийся на колонну с ионическим ордером.

Александр Барковский:
Еще же многое зависит от того, какой вариант утвердит власть. Все остальные ваятели будут делать по утвержденному.

Олег Карпов:
У нас традиционный вопрос: что хотел сказать художник? Есть много работ, которые нуждаются в комментариях. Вот эта работа мне вагину какую-то напоминает, из которой он выпал.

Алексей Улько:
Авторы понимают, что сама по себе скульптура должна быть или очень сильной, либо оригинальной. Поэтому они создают какую-то инсталляцию.

Олег Карпов:
Вот здесь ощущение, что делали «девушку с веслом», не в луже даже, а на льдине, дрейфующую. То есть Узбекистан дрейфует в бурном море, а она как кормчий.

Алексей Улько:
Вот здесь явная ошибка: ни в коем случае нельзя границы Узбекистана вмещать в памятник. Границы имеют тенденцию меняться, тем более что они образовались задолго до Каримова.
Прежде всего нужно задаваться вопросом: а сколько вы хотите, чтобы это памятник просуществовал? Будет ли он стоять до следующей смены власти – 10–20–30 лет?

Олег Карпов:
Через 25 лет, когда уйдет Мирзиёев, ведь не меньше же он планирует. Тогда придется там, наверное, головки менять или что-то еще делать.

Алексей Улько:
Ленинский подход – такой штампованный, стандартный, не вдохновленный ничем, формальный подход к памятнику, подсознательно возникал в советское время как реакция на то, что это скоро уйдет. Уйдет один – другой займет его место.

***

Олег Карпов:
А это вот как раз альтернативные проекты, которые не прошли в финал. Каримов – на ишаке, похожий на Санчо Пансу, рядом с Амиром Тимуром.
А это – в духе атланта, который держит на себе «глобус Узбекистана».
Это вариант бытовой – для автомобилей, танцующий.

Алексей Улько:
А кто это предлагает?

Олег Карпов:
Это неизвестные нам авторы.
Вот такой Каримов и дети. Один из вариантов, который не прошел на выставку.
А этот для Андижана очень уместен: похож на памятник защитнику южных рубежей.

Алексей Улько:
Его снесли.

Олег Карпов:
Ну, может, он где-то стоит, чуть-чуть подправить – и в Андижан.
Можно еще вот такие копилки делать.
Вот похожий проект есть, но это неотредактированная версия. С флагом ЛГБТ (аббревиатура, возникшая в английском языке, для обозначения лесбиянок, геев и трансгендеров. – Прим. ред.).

Алексей Улько:
А это кто?

Олег Карпов:
Каримов с другом. Я думаю, в Европе это бы хорошо восприняли.
А вот это на Аральском море предложили поставить – в виде писающего мальчика.
Мне еще очень понравилась реакция зрителей: люди так вдохновились, такие одухотворенные лица.

Алексей Улько:
Мне кажется, во всей этой истории очень много кощунственного.

Олег Карпов:
Да-да, абсолютно всё кощунственно, начиная с самого этого конкурса.

***

Алексей Улько:
В данном случае с Каримовым ситуация такая: если мы хотим, чтобы он стоял долго, то совершенно не важно, как он будет выглядеть (фотографически похоже). Поскольку существует желание отобразить реального Каримова, то вопрос заключается в том, как это сделать. Не за счет каких-то гиперреалистических средств, иначе это не очень эстетично. А вот куда сдвинуть – в сторону скромного человека, которым он, по всей видимости, в отношении своего визуального «я» был, не хотел ничего более этих портретиков в кабинетах. У него не было этого момента, как мы наблюдаем у Ниязова и Назарбаева. А это оборачивается тем, что не выработан язык репрезентации Каримова. И это некоторая беспомощность художников, она чувствуется в этих проектах.

Олег Карпов:
То есть и казахи, и туркмены правильной дорогой идут. Надо лепить вождя еще при жизни, тогда к концу будет много этих памятников – и набьют руку.

Алексей Улько:
Должен возникать иконический образ или нужно давать время, чтобы этот иконический образ можно было создать… Не объявлять конкурс за два дня, естественно, что человек может сделать за два дня – только стандартное решение.

Олег Карпов:
Это отмашка большого забега. Нам ведь нужно много, мы можем такие конкурсы проводить каждый год, и долго, и распространять по всему миру этот замечательный образ.

Источник:Ц-1
comments powered by HyperComments

Статьи по теме

Права человека

Урлаева о помещении в психушку, или За что умирал Каримов?

Правозащитница Елена Урлаева рассказывает о своем помещении в психушку, а Центр клеветы и оскорбления в Ташкенте констатирует: ничего не изменилось, за что отдал жизнь Ислам Каримов?

Узбекистан
Общество

А может, образование в Узбекистане совсем отменить?

Преподаватели вузов в Узбекистане получают копейки, дипломы не ценятся, выпускники по специальности не работают. Зачем образование узбекистанцам? – рассуждает ташкентский Центр клеветы и оскорбления.

Узбекистан
Люди

Диалог с народом в Узбекистане закончился?

Провозглашенный президентом Узбекистана «диалог с народом» закончился после ареста предпринимателя Олима Сулаймонова, и можно ли вообще понять действия властей, рассуждает ташкентский Центр клеветы и оскорбления.

Узбекистан

Выбор редактора

Новости из Узбекистанa

Политика

Салиджон Абдурахманов / Шерзод Кудратходжаев и его тандыр с «узбекским хлебом»…

Поведение ректора Университета журналистики Узбекистана, стыдившего и попрекавшего хлебом русскую женщину за незнание узбекского языка, должно получить оценку учебного заведения и всей страны.

Узбекистан
Происшествия

Зампрокурора из Джизакской области РУз во время уличных гонок насмерть сбил девушку

Заместитель прокурора Арнасайского района Джизакской области РУз Дильшод Каримов 16 сентября во время уличных гонок насмерть сбил девушку-продавца, сообщает «Озодлик».

Узбекистан