В столице Узбекистана обострилась проблема нехватки педагогов – увольняются из-за поборов, хлопка, низкой зарплаты и участившихся проверок.

Родители ташкентских школьников обеспокоены качеством образования, которое получают их дети – в некоторых школах некому преподавать профильные предметы.
Обращения родителей в виртуальную приемную премьер-министра Узбекистана Шавката Мирзиёева по поводу школьных проблем не только не решают их, а иногда и усугубляют.
Дефицит «предметников»
Отчаявшиеся родители учеников столичной школы № 64 написали обращение в виртуальную приемную по поводу отсутствия учителя алгебры и геометрии – восьмиклассникам эти предметы вообще не преподают.
Об этом 13 ноября написала в потребительском Фейсбук-сообществе узбекистанцев жительница Ташкента Лейла Умарова.
Из приемной премьера жалобу родителей перенаправили в Горуправление народного образования (ГУНО), на этом решение проблемы и закончилось.
Судя по сотням отзывов участников сообщества, проблема нехватки учителей остро стоит во многих ташкентских школах: желающих преподавать, особенно профильные предметы, нет.
К примеру, сообщают, что в школе № 257 Юнусабадского района учителем начальных классов работает логопед.
А в школе № 172 Яккасарайского района вовсе нет учителей по физике, географии и информатике. Родители спешно пытаются перевести детей в соседние школы.
Многие говорят о необходимости повысить зарплату учителям и в целом реформировать систему образования.
Источники Ц-1 в школах столицы Узбекистана подтверждают катастрофическую нехватку учителей и объясняют, почему так происходит.
«Замучили жалобами и проверками»
Педагог из школы № 5 Юнусабадского района говорит, что учителя слишком перегружены дополнительными заданиями, не связанными с основной работой.
«Все спихнули на учителей: замучили постоянными отчетами, уборками, общественными нагрузками», – жалуется собеседник.
По словам учителя, с появлением виртуальной приемной премьер-министра Узбекистана многие родители стали писать жалобы, после которых в школы приходят проверки из разных инстанций.
Причинами разбирательства часто становятся конфликты между учителями и учениками, претензии к качеству работы педагогов.
«При любом упоминании школы в жалобе к нам сразу идет проверка, – говорит педагог из школы № 302 Юнусабадского района Ташкента. – Директор своих сотрудников никогда не защищает. Как правило, вместе с проверяющими находят «крайнего» и увольняют. А потом родители жалуются, что преподавать некому».
Кроме жалоб и конфликтов, которые активизировались нынешней осенью, у учителей есть и другие, вполне будничные, причины для недовольства своей работой.
Зарплата – маленькая и «пластиковая»
Все опрошенные учителя говорят о тяжелых условиях труда. При ставке 700 тысяч сумов (100 долларов США по «черному курсу») постоянно растет нагрузка и сокращаются часы – то есть возможность заработать еще что-то дополнительно к ставке. В классах насчитывается до 45 учеников. В среднем зарплата учителя не превышает 900 тысяч – 1,2 млн сумов (130-170 долларов).
Зарплату работники школ получают на пластиковые карты, обналичить деньги с которых практически невозможно.
При этом их постоянно обременяют денежными сборами.
Каждую осень педагоги собирают «на хлопок» по 40 тысяч сумов (6 долларов) наличными. Это плата за то, чтобы самим не ехать собирать урожай на хлопковых полях.
Помимо этого, учителей обязывают оформлять подписки на газеты, делать вклады в различные фонды, сдавать деньги на металлолом. Большую часть этих расходов в администрациях школ взимают наличными.
Веники, грабли, планы и отчеты
Нередко учителя меняют мел и указки на веники и грабли и отправляются убирать территорию вокруг школ. Но больше физического труда их беспокоит бумажная волокита: отчеты, календари, планы по открытым урокам.
На заполнение документации, как признаются педагоги, уходит не только рабочее, но и немало личного времени.
Они жалуются, что качество учебного процесса проверяющих не волнует, важны лишь безукоризненно заполненные документы.
Новые кадры – временные
На кадровом дефиците учителей отражается также смена поколений. Молодые специалисты лишь временно заменяют своих старших товарищей. Выпускники высших учебных заведений часто не задерживаются в школах дольше трех лет.
Как только они «отрабатывают» диплом вуза (обязательная отработка по направлению в течение трех лет для учащихся на бюджетной основе), предпочитают искать более спокойную и высокооплачиваемую работу.
Нехватка педагогов в столичных школах переросла в хроническую болезнь системы школьного образования.
Качество знаний падает, поэтому школьники вынуждены брать дополнительные уроки у репетиторов. А у детей, чьи родители не могут себе позволить частных учителей, появляются лишь туманные перспективы.
При этом ни один из кандидатов в президенты Узбекистана (выборы назначены на 4 декабря) в своей программе не упоминает о необходимости решения проблем системы образования.